Сергей Володин (IX-XII.2004)

КОРНИ  ГРЕХОВ

Оглавление:

Часть I. -- 1. У одного и того же внешнего греха корнем может быть любая страсть. // 2. Мало определить страсть, надо ещё узнать, с какой ложью она сочетается. // 3. Новые методы борьбы. // 4. (Из черновиков к изложенному выше).

Часть II. -- 1. (О единстве грехов). // 2. Разрозненные мысли.

Часть III. -- 1. Духи страстей. // 2. Формулы вычитания из любви.

Часть IV. -- 1. Естественные корни грехов. // 2. Непреложность грехов.


Часть I.

У одного и того же внешнего греха корнем может быть любая страсть. Является ли такое искажённое проявление страстей чем-то новым или оно уже встречалось в прежних веках? Сложно сказать, но обычно в аскетической литературе основное внимание уделяется только прямому соответствию грехов и страстей. Попробую привести примеры того, о чём говорю:

  1. Блуд...
    1. по гордости: способ самоутверждения себя в обществе (разрекламированное в фильмах и СМИ);
    2. по зависти: наоборот, попытка найти своё место в мире; неумение или незнание как правильно воспользоваться своим телом и душой;
    3. по блудной страсти;
    4. по жадности: желание ничего не упустить, взять от жизни всё;
    5. по страху: в СМИ иногда отпугивают людей от воздержания, говоря о болезнях и неприятностях, к которым оно как бы может привести.
  2. Пьянство...
    1. по лени: уйти от трудностей мира, забыться и не решать проблемы;
    2. по зависти: подавить свою стеснительность (стыд, совесть) для реализации иных страстей; чувствовать себя свободнее ("раскрепоститься", избавиться от комплексов); подражать существующей в мире традиции;
    3. по страху: желание подавить страхи (- абсолютно любые!) [опьянение замедляет мышление, а страх - это плод мышления - прогнозируемые явления];
    4. по жадности (см. I.4);
    5. по гордости: воплощение стиля жизни в мире (опять-таки по бесовским СМИ; фильмы типа "Особенности национальной..."); не ограничивать свою свободу что-то сделать;
    6. по чревоугодию или блудной страсти: снова и снова воспроизводить приятное ощущение опьянения.
  3. Обман (в смысле: ложь передаваемая другим людям)...
    1. по зависти или жадности: чтобы чем-то воспользоваться от человека или нанести ущерб, сравняв или унизив его перед собой (ср.5);
    2. по гордости: желание показать свои знания и мысли другим (человек может дойти до самоуверения, что плод его измышлений - это истина);
    3. по лени: упрощение истины; чтобы не затруднять память или язык сложными формулировками;
    4. по страху: человек предполагает, что истина может причинить ему вредные последствия, которые он пытается предотвратить;
    5. по злобе и ненависти: просто причинить человеку вред, при этом не желая чего-либо для себя (ср.1).

Всех грехов перечислить невозможно, поэтому думаю, что достаточно было показать эти примеры, чтобы понять общую тенденцию: грехи всё чаще и чаще становятся проявлением не тех страстей, какие раньше действовали в простых и близких к природе людях, а становятся искажёнными (по причине увеличения лжи в мире? - через СМИ). Для каждого греха я попытался перечислить страсти в том порядке, как часто ныне встречаются такие проявления страстей в грехе (телесном ли, душевном ли). При таких искажённых проявлениях страстей сатана может обмануть человека трижды: первое - при совершении, второе - сложность определить корень, третье - человек может думать, будто страсть не владеет им (1Кор.6:12), а деяние совершено по каким-то рациональным причинам.

Мало определить страсть, надо ещё узнать, с какой ложью она сочетается. В приведённом выше примере многие страсти не смогли бы иметь такого действия, если бы не сочетались с ложью (или даже: системой лжи) [напр., I:1,2,5; II:5]. Для других случаев система лжи, хотя и не является обязательным условием такого отклонения, но способствует усилению и неисправимости. Одна и та же страсть, проявляясь в одном и том же грехе, может иметь множество мотиваций (- способов обмана человека, чтобы он её принял; оправданий перед разумом и совестью человека и природой, поражённой грехом).

В таких случаях полезен совет пастыря нового времени - Иоанна Кронштадтского: "Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она - дело действующего в сердце диавола: возненавидь его и его порождение - и она оставит тебя. (Не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей). Испытано. Та беда, что диавол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело диавольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна".

В то же время попытки поступить в соответствии с древней традицией (усиленно оплакивать этот грех) могут привести к противоположному результату: излишнему вниманию ко греху и усвоению его себе. Чтобы современный человек смог воспользоваться советами древних аскетов, ему сперва надо очистить свой ум и совесть от лжи, иначе добрые советы могут привести к смертоносным последствиям (ср. Рим.7:12-15). И именно такое очищение от лжи является сейчас сверхсложным. Я знаю прекрасные души, которые не смогли решить противоречие между земным и духовным, между всей (!) жизнью в этом мире и тем, чему учит Господь (в Новом Завете ли, во святых Своих или даже в божественном желании самой души). Не сумев разрешить это противоречие, не справившись со служением "двум господам", эти люди удалялись или уклонялись от веры (не знаю, что в них происходит дальше, п.ч. они не говорят). И это были не случайные люди, мимоходом прошедшие около христианства, но, наоборот, такие люди, которые заглянули в великолепие духовного совершенства. Но, чем глубже они туда заглянули, тем более неправдоподобной кажется вся полнота духовной жизни с т.з. этого мира (даже в этом мире есть поговорка: "глазам своим не верю"). Очень сложно верить в одно {совершенное, полное, вечное}, а большую часть времени быть вынужденным делать совсем другое - суетное, обречённое на погибель.

Вернусь к основной теме. Как именно ложь влияет на формирование конкретных грехов из страстей (~греховности души)? Например, посмотрю на гордость. К чему она прилагается? Чем (и как) гордится человек? Вот это-то и определяется ложью. О чём одни гордятся, о том другие стыдятся [и наоборот]. Ложь определяет предмет к которому применяется страсть и способ её применения. Ложь определяет применение не только для "духовных" страстей (гордости, зависти...), но и для самых плотских страстей (алчность, блуд, лакомство...). Например, предмет /действие лакомства или блуда далеко не всегда связан с естественной потребностью плоти ["ароматизаторы идентичные натуральному" (обманывающие плоть вкусом), какая-нибудь "Камасутра", реклама (как отдельных предметов, так и стилей) и т.д.]. Страсти души от Адама до наших дней, наверное, остались одни и те же, но их проявление сильно изменчиво в зависимости от эпохи, нации, сословия. Вот здесь-то и находится грядка для селекции грехов путём добавления разной лжи в традиции и нравы, моды и стили... А в результате из обычных страстей выросли такие искажённые грехи, какие были приведены в пример в начале статьи.

Какие новые методы уместны в аскетике для борьбы с названными выше проблемами? О, великое смирение, актуальное сейчас не менее, чем в древности. Есть ли что-нибудь такое, что следовало бы уточнить /дополнить к учению о смирении (+ послушании, унижении и т.п.) применительно к современному обществу? Вспоминаются мне классические примеры: поливание палочки 10 лет подряд; стоять у врат и просить у всех входящих: "Помолитесь обо мне, ибо во мне бес"... Увы, все мы ещё со школы так привыкли делать заведомо бессмысленную работу, что произошло полное разделение между смирением плоти и смирением ума. Также этому разделению способствовали крайние формы специализации труда, конвейерность. Древние люди видели конечный результат своего труда, поэтому могли оценивать его значение, целесообразность, эффективность, а современный человек может не знать, что и зачем делает.

И самоунижение тоже безвозвратно раскололось на унижение по плоти, которое уже ни коем образом не связано с унижением ума. Например, как бы самоунижение ради шутки, розыгрыша, на спор, из принципа, ради игры... Все эти и множество других случаев могут показывать образцы самоунижения, смирения, послушания и т.д. - по плоти, но при гордости ума. А можно ли хоть как-то помочь современному человеку в достижении настоящего смирения? Мне сейчас вспомнился только один универсальный способ - устраивать разочарования. Но для реализации этого метода надо знать самые глубины человеческой души, его надежды, ход мышления и т.п.

Впрочем, я имел дело и с другим методом смирения ума, который, к сожалению, не подойдёт большинству других людей. Когда я впервые прочитал некоторые произведения некоторых христианских богословов {Августина, Киприана Карфагенского, Игнатия Брянчанинова и т.д.}, то что-то мне в них не понравилось. И движимый желанием понять, почему они пришли к таким мыслям, со временем обращался к другим их произведениям. Было у меня также желание помириться с ними (но не смириться! - не делать уступок в ущерб истине, не следовать за "авторитетом" в том, что не считаю правильным) + некоторое любопытство и, возможно, даже гордость. В результате от знакомства с ними я перешёл к пониманию (возм., не полному, но к пониманию их как личностей, общего хода мыслей и причин так писать), к согласию, к единству, к любви... Вот такой странный (обходной) путь смирения ума.

Ещё одно примечание к аскетическим методам: древние наставники часто советовали просто удаляться от предметов, к которым проявляется какая-либо страсть. Но в наше время можно заметить другую тенденцию: причиной некоторых грехов является неправильная социализация (- вхождение в общество) или неумение правильно (праведно) пользоваться некоторыми предметами, явлениями и т.д. В таких ситуациях удаление от предметов может приводить к дальнейшему разрастанию лжи в душе и распространению искажённого приложения страсти к другим предметам. Здесь необходимо не столько удаление, сколько научение навыкам правильного использования предметов и явлений, к которым возгорались страсти. Причём научению не теоретическому, а помещение человека такую в среду, где люди мыслят и действуют более правильно. Где человек может увидеть правду (применительно к разным проявлениям жизни), в отличие от большей части мира, для которой правда (святая, духовная) кажется ложью, а ложь - правдой.

И, как мне кажется, сейчас главный метод - вера. Просто вера. Не глядя ни на какие обстоятельства, заполняя собой всю душу (размышлением, молитвой, наблюдением Проведения Божия в явлениях мира сего и т.д.)... Конечно, вера часто ослабевает, если отвлекаться на что-то постороннее; но если её постоянно сохранять, то она будет действеннее всех остальных методов, сама рождая их и других по мере надобности.

[Сергей Володин. 1-2 сентября 2004 года]


(Из черновиков к изложенной выше статье:)

В одном из "Писем к антихристам" я уже мельком затронут тему родства грехов:

"Помнишь слова пророка Самуила: "непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство"? (1Цар.15:23). Ты никогда не задумывалась над тем, что общего между этими грехами? Дело в том, что цель всех этих грехов - изменить творение в обход Творца, или воспользоваться без Бога тем, что принадлежит Богу. При этом непокорность, волшебство, противление и идолопоклонство - отличаются друг от друга лишь методами реализации одного и того же греха."

Иногда разные грехи могут иметь один корень (напр., непослушание, воровство, блуд, убийство, идолопоклонство и т.д. могут быть разными степенями и формами более духовных грехов применительно к вещам, людям, себе, Богу), а иногда один грех может иметь много разных корней. Попробую рассмотреть пример (не буду брать первые заповеди [из 10-и], а возьму что-нибудь по проще) - воровство:

Также и блуд:

Часто бывают такие случаи, когда даже затруднительно дать наименование греху... А просто видишь свою неправоту, хотя и не понимаешь в чём именно. Можно найти в тех грехах какие-то затуманенные или особые формы проявления более типичных грехов, можно найти там и много возможных корней. Но пользы от этого мало, а больше самоискушения и воспоминания /напечатления самих грехов и соблазнов в уме и памяти. В таких случаях, возможно, лучше даже не усваивать эту неопределённую форму греха себе, а отречься: это не моё дело, а бесовское; я же не по плоти жить стремлюсь, а для Бога.

[кажется ~ май 2004 года]


Часть II.

О единстве грехов. Заранее можно сказать, что эта статья будет лишена какого-нибудь практического содержания. Зачем же я её тогда пишу? Много раз мне приходилось слышать то, как некоторые проповедники стремятся свести все грехи к одному. Напр., идолопоклонству или гордости и т.п. Причём делают это так настойчиво, что отвергают иные т.з. Много страстей или страсть одна? Много грехов или грех один? - который по-разному проявляется в отношении разных предметов и обстоятельств (материальных или духовных). Вот посмотрел я на 10 заповедей и хотел было уже начать сведение последних пяти к более универсальной формулировке, куда-то в направлении: "...причинение вреда другому; за его счёт что-то себе..." Но не успел ещё сформулировать мысль, как уже понял её ошибочность. Ведь в первой части я особо подчёркивал то, что один и тот же грех может иметь разные мотивации и цели (см.). Увы, всё не так уж просто, поэтому надо начать с определений.

Что такое кража? Взять себе чужое * без его разрешения * сознательно. Что такое "чужое"? И тут же тупик, п.ч. определить понятиесобственности с христианской т.з. невероятно сложно. В Библии встречаются определения, когда Бог решает отдать землю или иное имущество одного человека (или народа) другому. Такие определения не являются кражей, хотя достаточно типичны для ВЗ. Т.о. кража - это: взять себе без разрешения Бога. Плюс уточнение: решение Бога о предыдущем владельце остаётся в силе, пока Бог сам его не изменит. Если же вспомнить о дарении, продаже, юбилейных годах и т.д., то придём в полный тупик и безвыходное затруднение о том, чтобы дать определение краже. А ведь это один из самых простых для определения грехов, ибо он неплохо освещён ВЗ-ным и мирским правом! Дать универсальное определение другим грехам ещё сложней.

Бесполезно пытаться дать определения грехам в мире, надо давать определения грехам в душе. Учитывая многообразие предметов (явлений, ситуаций) в мире, становится очевидно, что надо идти в противоположном направлении: не от земного (опытного, частного) к духовному (верскому, единому), а наоборот. Будем исходить из отношений человека и Бога; и изменений в душе человека после грехопадения. И уже, исходя из этого, рассматривать: как и почему греховная душа так реагирует в отношении тех или иных предметов. Итак, после грехопадения душа человека стала быть направлена ("любовью"?) на себя, а не на Бога. Дальнейшие уточнения, если понадобятся, то внесу по ходу мысли. Предварительные примеры:

внешнее явление множитель греха грех в душе грех в мире
непостижимость мира, бессилие человека повлиять на большинство процессов в мире наличие собственных интересов в этом мире сделать минимум уступок при максимуме выгоды для себя; обнаружить и использовать "законы природы" искажения и вымыслы о Божестве и мире (язычество, атеизм, рационализм, магия, ереси)
нечто принадлежащее другому человеку сознание, что мне это тоже надо зависть; желание иметь то же или такое же  
то же + сознание своих сил + планы реализации своего желания кража, убийство, прелюбодеяние
какой-либо (новый?) предмет в мире определение своего отношения к нему; осознание себя через него гордость (сознание своего величия); попытка извлечь из предмета выгоду для себя обогащение, блуд (извлечение телесной выгоды, при осознании своего тела); превозношение
. . . . . . . . . . . .

Разумеется, в таблице могут быть неточности и даже ошибки. Но это не так уж важно, п.ч. я не ставлю себе задачу: непременно раскрыть каждый грех по этой схеме - это просто невозможно, т.к. в мире слишком много вариантов разных явлений. Колонка "множитель греха" указывает дополнительный фактор, влияющий на приложение грешной основы души [~любовь направлена на себя, а не на Бога] к явлениям мира. Вот эта-та колонка и представляет наибольший интерес для данного исследования, ибо в ней скрывается "оправдание" грехов; дверь для неоспоримой лжи, чтобы соблазнять даже людей, верующих во Христа; помеха для исправления разума (и воли? и памяти?). Интересно то, что она выражает самосознание человека: что я есть? что мне надо? какой я? Осознание своих возможностей (сил, способностей), потребностей (желаний, необходимостей, интересов), отношений (с окружающим миром), существа (тела, души, духа - чем они являются? что они могут?).

Упомянутые в начале сведения всех грехов к одному - допустимы, но всякое рассуждение на аскетическую тему должно иметь практический смысл; и если брать за основу грех, напр., идолослужения, то получившиеся системы оказываются неэффективны и неудобны для использования (или неуниверсальны, затрагивая не все грехи). А рассматриваемая здесь система, как мне кажется, лучше, п.ч. выделяет более простые и однозначные (но в то же время - универсальные) составляющие греха. Теперь осталось определить методы противодействия:

составляющая греха методы противодействия
любовь направлена на себя, а не на Бога богопознание; понимание того, кто есть Бог (страх Божий); непрестанная молитва (память о Боге)
интересы и желания в этом мире разочарования в мире и опыт утешения Богом; постоянная вера в свою смерть во Христе и жизнь по духу
сознание своих потребностей и необходимостей в этом мире вера во всемогущество и творчество Бога; память о чудесах и иных путях Божиих; совсем не думать о себе (а только о Боге; "потерять душу свою")
сознание своего существа (тела, души, духа), возможностей, сил, способностей может быть, об этом лучше, вообще, не задумываться (тогда не будет ни гордости, ни завести, ни др. происходящих оттуда страстей)
неизбежность отношений с окружающим миром [не знаю...]

Методы я выбрал только те, которые основаны на вере, а не на силе воли. Но для того ли я писал всё это, чтобы "изобрести велосипед"? Нет, я хотел предложить метод систематизации грехов, чтобы удобнее усваивались аскетические (и пастырские? по-) учения. Но, увы, ничего не получилось...

[Статья неудачная. Мысли не складываются.]
[Сергей Володин. 9 сентября 2004 года.]


Разрозненные мысли:

Многие советы древних подвижников слишком сложны из-за своей многочисленности и разрозненности. Говорю это не в законническом смысле, типа: сложно исполнить все эти советы-правила, чтобы достичь праведности (сложно по причине ли немощи или ещё какой - это я сейчас не рассматриваю). Проблема в другом: сложно даже в мыслях собрать всё это воедино, чтобы как-то осознать ситуацию (увидеть врага и друга? понять свои же поступки и мысли? научиться хоть как-то управлять собой?).

Если происхождение греховности общее, то почему не у всех грешных душ одинаковая реакция на соблазны? Сослаться на степень греховности (больше или меньше) здесь нельзя, п.ч. вопрос не в силе, а в неравномерности распределения. От одних предметов соблазняешься, а на другие никак не реагируешь. Однозначно можно сказать, что здесь проблема в том, что в первой части статьи я называл "ложью", а во второй части - "самосознанием".

В этой статье не рассматриваются такие случаи, когда грех совершается "не вполне произвольно". Не в смысле "по неведению", а, наоборот, когда грехи господствуют над человеком, который страдает, понимает страдание, но не может освободиться. В таких случаях бессильны советы, и будто забываются какие-то части христианской веры, и не работает принцип 1Пет.4:1 (п.ч. само страдание ведёт ко греху, и как бы ослабляется им). Разумеется, и я был знаком с этим явлением (как, наверное, и все люди), но ничего определённого сказать не могу, п.ч. не я победил такое проявление греха, а был избавлен Самим Богом. Возможно, Господь через такие мучительные действия грехов отучает людей от любви к ним.

[См. ещё "Заметки о соблазнах"]


Часть III.

Духи страстей. Как было написано ещё в начале, любая страсть может проявиться в любом грехе. Даже такие бесовски возвышенные страсти, как гордость и безразличие, могут проявиться в самых низких грехах - блуде, пьянстве и пр. И, наоборот, такие низкие страсти, как блуд и лень, могут иметь только духовные проявления. [Бесы - тоже духи, поэтому слово "духовные" здесь допустимо, т.к. указывает на их природу, а не на чистоту и совершенство.] Примеры проявления гордости в плотских грехах были приведены ещё в самом начале, а теперь надо привести обратные примеры. Проблема лишь в том, что они могут показаться далеко неочевидными, поэтому лучше подойти к ним издалека.

Главное в блудной страсти то, что она хочет над чем-то возобладать в этом мире. В отличие от гордости, которая может гордиться сама в себе, ни как не проявляя себя во вне и не имея интересов вне себя. Гордость может просто быть творцом своего мира - это апофеоз и конечная стадия гордости. Если же она удовлетворяется тем, что возвышается над чем-то в мире, то это ещё не чистая гордость, а смешанная с другими страстями. Настоящая гордость - сама для себя, сама по себе, сама своя; она стремиться заменить собою Творца и (само)Сущего. А блудная страсть не такова, и жадность не такова, и лень не такова... Каждая страсть производит в душе своё особое раздражение. Гнев, рождающийся от гордости, и гнев, рождающийся от блудной страсти, сильно различаются между собой. У них разные направления, действия, сопутствующие эмоции... (Испытано, наверное, всяким человеком?)

Блудная же страсть и жадность непременно имеют интересы вне себя. Я специально упомянул их сейчас вместе, но не для того, чтобы объединить и свести их к чему-то общему. Наоборот, есть смысл в том, чтобы указать их различие (причём духовное различие, не переходя пока к телесным и душевным проявлениям). Был соблазн просто написать, что суть этих страстей в том, чтобы нечто иметь (обладать? пользоваться?) в этом мире. Но такое определение неточно и недостаточно, п.ч. оно не показывает различия между ними, не обличает их так, как должно обличить. Нет, блудная страсть состоит не только в обладании чем-то, но в соединении, в приобщении себя чему-то. Она не только имеет что-либо, но и отдаётся сама. Разве есть что-то плохое в (со)единении, (при)общении, отдавании себя другим? Не отдал ли Христос Себя за грехи мира? Но это была истинная любовь, а не блуд! Т.е. к названным выше определениям блудной страсти надо обязательно добавить ещё одно - неправильность, неистинность, несоответствие сотворённому Богом порядку вещей в мироздании. Желание соединиться с грехом (есть и такое!), познать и приобщиться плохому (порочность чем-то привлекательна...), вкусить запретный плод. Так или иначе, но блуд - это неправильная любовь, больная любовь заражённого грехом существа. Да, главная отличительная черта блудной страсти - это ложность или обманчивость, а другие её характеристики сами по себе не являются греховными (обладание, соединение, приобщение - могут соответствовать истине).

Было у меня подозрение, что чего-то не хватает и в этом определении... В частности, показалось, что необходимо учесть некий недостаток воздержания в желаниях во время действия этой страсти, а также дать объяснение особому гневу и раздражению, которые могут появляться в душе одержимого этой страстью, когда ему что-то мешает её реализовать. Но всё-таки пришлось отклонить эти сомнения и не вносить дополнительных поправок в определение блудной страсти, п.ч. она может действовать в душе и при воздержании от содействия ей (особенно в сочетании с гордостью). А гнев, рождённый блудной страстью, - это ни что иное, как вид ревности. Ревность же сама по себе не является грехом или страстью, а только формой проявления любви. В Новом Завете это слово часто используется в хорошем смысле.

По названным причинам, следует признать, что невоздержание, раздражение и гнев - это следствия из блудной страсти, а не её источники. Её неизменный источник - это ложь в представлениях о мире, желаниях, восприятии и отношениях. Причём уточнить область действия этой лжи невероятно сложно, п.ч. слишком много отклонений - очень уж разные объекты любви, цели и методы. Люди могут быть безумно влюблены в науку, бизнес, политику и пр., т.ч. забывают и не интересуются плотскими объектами. Но то вожделение, с которым они любят своё дело иногда не объяснимо ни гордостью, ни корыстью, а только "безумной любовью" к своему увлечению. [Хотя Фрейд преувеличивал значение этой страсти, пренебрегая существованием других страстей, однако, есть доля правды и в его теории.] Бог называет идолы Израиля блудом не только потому, что Он как бы захотел обручиться с этим народом, но и потому, что в самом идолопоклонстве есть неотъемлемые черты блуда: желание обладать (иметь свой идол) и отдаваться (приносить жертвы, служить), приобщаться и соединяться (идолы всегда делались для некого общения с богами). В Рим.1:18-31 тоже не зря указывается на взаимосвязь лжи, идолов и блуда.

Выше была упомянута, но потом оставлена жадность (алчность, корыстолюбие). Внешне проявляемые жадность и корыстолюбие могут иметь корнем не только жадность как страсть, но и др. страсти: страх (боязнь нищеты и трудностей), неверие и сомнение (поэтому желание полагаться только на свои силы и пр.), гордость и тщеславие (возвысится или господствовать над др. людьми в сфере обогащения или в др. сферах по средствам богатства) и т.д. Как гордость не испытывает радости от возвеличивание над каждой пылинкой (которые всеми попираются), так и жадность не всё под ряд гребёт к себе. Тщеславие хочет возвысится над/перед др. людьми (и существами?), гордость хочет быть сама собой (т.е. богом и творцом своего мира), а чего хочет жадность? Она хочет иметь, владеть, полностью управлять ситуацией в области своих потребностей [- конец этого предложения пришлось написать для того, чтобы отделить сребролюбие от властолюбия и т.д.].

Вообще, все страсти в своём духовном (~бесовском) виде так близки и похожи друг на друга, что в очередной раз убеждаюсь: разнообразие грехов, их извращённость и изменчивость определяется не духовными, а плотскими и душевными параметрами - знаниями, мировоззрением, опытом, образом жизни и т.д. Возм., поэтому люди преувеличивают силу и изысканность демонов, ибо душевные и плотские формы искушения (оч. часто) становятся таковыми в сознании человека, когда он допускает к себе дух искушения. Да, формы заимствуются в сознании человека самим человеком, принявшим дух какого-либо греха, поэтому и кажется, будто демоны до мелочей знают самые глубины нашей душ. Хотя, на самом деле, не столько они знают, сколько мы, последовав за ними духовно, начинаем воплощать их цели в душе и плоти. Но бывают и исключения, напр., Мф.4:1-10 и др. случаи, когда демоны являлись людям как бы в материальном виде.

Всё! Хватит! Такое исследование и вникание в глубины грехов и соблазнов вредно для души. Они меня нынче совсем замучили, поэтому сейчас же оборву исследование и не буду изучать др. страсти по этой системе. Не знаю, как у др. людей, но для моей души догматические исследования полезнее аскетических, п.ч. созерцание образа Божия просветляет душу, а созерцание грехов может быть вредно и производит искушение самого себя.


Формулы вычитания из любви (по 1Кор.13). Эти формулы (косвенно) встречаются выше по тексту, а здесь они собраны вместе [символ "-" обозначает минус, а не тире]:

...и т.д. Напоминаю, что эти формулы относятся не столько к материальным проявлениям грехов, сколько к их самой духовной сути, которую я пытался выделять в предыдущем пункте.

Примечание [к вопросу о том, допустимо ли считать грехи отклонениями от любви, болезнями и искажениями любви]. Когда-то где-то я встретил вопрос: "Могут ли любить сатанисты?" Тогда у меня не появилось какого-либо определённого мнения по этому вопросу, но теперь скажу: они не могут не любить, как и любое живое существо не может существовать без любви, хотя бы и искажённой любви (любви к себе, к миру, к деньгам, к славе и т.д.). Даже сатана не может существовать без любви (с себе?). Любовь - это основная (а, возможно, единственная) характеристика личности как таковой (без рассмотрения тела, души и всего остального, что находится под управлением личности). Поэтому можно говорить лишь о том, на что направлена любовь, как она соотносится с другими личностями, но не отрицать её существование в ком-либо. Когда же Апостолы говорят о любви как о признаке нашего приобщения Богу, то речь идёт о святой и правильной любви - любви божественной.

Кроме формул вычитания из любви, можно предложить ещё формулы вычитания из Бога. При описанном выше анализе страстей было заметно, что каждая из них как бы восхищает себе какую-нибудь характеристику Бога. Гордость -- Творца и Сущего; тщеславие -- Всевышнего; корысть -- Всемогущего и Промыслителя; блуд -- Истинного (возм., ещё Единого); и т.д. При таком подходе средства противостояния страстям, наверное, можно систематизировать соответствующим способом: восстанавливая в душе (и в телесном делании тоже) утраченные отношения с Богом - возвращать Богу похищенные функции, освобождая душу от избыточных забот и суеты (которые и удерживают грех в человеке). Впрочем, всё это понятно и без этих лишних рассуждений... Проблема лишь в том, что в жизни почему-то всегда всё не получается.

[Сергей Володин. 15 декабря 2004 года.]


Часть IV.

Естественные корни грехов. Помимо духовных (~демонических?) корней, которые были чуть-чуть рассмотрены в предыдущей Части III, есть ещё естественные (природные) корни грехов. Естественные потребности есть и у тела, и у души, и у духа человека.

Естественная потребность + дух страсти [см. ч.III] = множитель греха [см. ч.II];
Множитель греха + ложь, искажающая применение страсти [см. ч.I] = грех.

Если ещё раз посмотреть таблицу из части II, то очевидно, что указанные там "множители греха" не являются вполне самостоятельными источниками греха, а частично основываются на таких явлениях в человеке, которые сами по себе могут быть непорочными. Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, надо показать разницу между естественными и демоническими корнями одних и тех же грехов. Примеры:

Грехи \ Корниестественныедемонические [см. ч.III]
леньтяжело жить, утомительно, усталостьбесцельность? неверие?
гордостьзащита (от лжи и порабощения духа)самолюбие
жадностьнадо (вы)жить при скудости ресурсовнет надежды?
блудфизиологические процессы в теленеправедное (со)единение
.........

То, что указано в колонке "естественные" само по себе не порочно, и можно сказать ещё смелее: эти факторы даны человеку Богом, иначе без них человек не смог бы существовать (после грехопадения). Напр., если бы труд не был тяжёл и не приводил к утомлению, то гордый и самолюбивый человек, подобно демонам, не останавливался бы в деле порабощения и переделывания всего мироздания под себя. Если бы занятия сексом не были приятны и не доставляли некоего удовлетворения, то человек не стал бы брать на себя такое тяжкое дело, как женитьба, создание семьи, заведение детей и т.д. Наверное, каждый реализованный в душе или теле грех имеет некоторую естественную потребность, к которой он и прицепился. (Хотя соответствие греха и естественной потребности может быть крайне нелепым, как было показано ещё в начале части I.)

Надо ли что-то делать в области естественных корней греха или только в области духовных (демонических) корней и ошибок в мировоззрении (- поиск и искоренение лжи)? В том-то и дело, что Господь в Евангелии показал путь, практически превосходящий само естество человеческое. Апостолы и некоторые великие подвижники подтвердили реальность этого пути. Не заботиться о самом необходимом (еде и одежде), не противиться злу, подставлять левую щеку, если ударят по правой, во всём служить и угождать другим - все эти и ещё множество других саморазрушительных для тела и души советов содержатся в Новом Завете. Не знаю, есть ли сейчас люди, которые так живут, но встречал я таких христиан, которые отвергают даже прямое понимание этих советов Господа, отодвигая планку понимания истины и любви почти на 3000 лет назад. Да, я назвал их словом "советы", п.ч. ни Господь, ни Его Апостолы, как видно из Нового Завета, не предлагали всего этого учения как чего-то обязательного и необходимого. "Минимальный уровень" у них очень мал {но и пользы от него тоже мало?}, а дальше каждый шажок на пути принятия и познания, достижения и исполнения каждого совета в новом учении - это особое действие свободы, богопознания, любви.

Конечно, ни мне рассуждать о таких высоких предметах, а людям более опытным и достойным. Мне пришлось затронуть вопрос о естественных корнях грехов, п.ч. во время последней серии искушений в большинстве соблазнов не было сложных уклонений лжи (когда страсть порождает не свойственный ей грех; см. ч.I), не было и таких сильных действий в духе, какие описаны в части III. Было "всего лишь" большое усиление всевозможных естественных страстей. И как противостоять человеку, который плотью и душой ещё находится в этом творении? "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Ин.17:15) Вспоминается ещё притча о сеятеле, где соблазны разделены на два вида: одни притягивают к себе, другие отталкивают от правды (становясь где-то рядом с ней или между правдой и человеком?). Соблазны обольщения и соблазны страдания.

Грехи и соблазны, которым не надо придумывать оправдание, п.ч. оно всегда в мыслях и словах, отдельных делах и всей жизни, в самом теле и душе. Оправдание необходимости, потребностей, нужд. Ах, эта рабская формула ветхого человека: "Свобода - это осознанная необходимость" (- кажется, так выразился Спиноза?). О, нет! Хочу настоящей свободы; свободы творчества, а не выбора; свободы любви, а не выгоды. Хочу, но не могу... В чём проблема? Пробовал я когда-то прямо исполнить всё учение Господа по максимуму, но встретил массу неразрешимых проблем, и некоторые из них описаны в "Заметках о соблазнах". Как узнал я после, много было таких людей, которые тоже в самом начале порывались достичь блаженства и покоя, но Господь остановил и смирил их поспешность. Он Бог - Ему виднее, что и как должно происходить для нашей пользы. Что же остаётся делать? Ждать милости Божией и освобождения от этих грехов. Хотя и не праздно ждать, а снова и снова пытаться и надеяться, просить и каяться.

Можно ли избежать борьбы с естественными корнями грехов? Не знаю, но их можно "легко" ограничить, отведя для них определённую меру времени и сил, жизни и дел. Только после этого чаще складывается впечатление, что не ты ограничил их, а они ограничивают тебя. При этом и они оказываются не достаточно удовлетворёнными, и душа томиться, п.ч. лучшие её силы, лучшее её время уходит на суетное и тленное. Впрочем, как я понимаю, Господь в Евангелии советовал освободиться от этих естественных корней греха, показав своею жизнью, что это можно сделать. Возможно, здесь большая часть проблемы решается тем, чтобы подготовить душу к такой жизни? Научиться так верить и доверять Богу; приобрести необходимое для такого образа жизни количество смирения, терпения, воздержания и т.п. А пока я не знаю, как бороться с этим видом соблазнов, п.ч. некоторые методы борьбы разрушают душу больше самих этих грехов. Единственное, что иногда помогает без побочных последствий, это дар любви к Богу.


Непреложность грехов. Существует она или нет? Понятие греха неизменно, или оно от чего-то зависит? Многое из того, что делали Авраам, Иаков, Давид и др. в наше время считалось бы большими грехами. Значит, понятие греха зависит от культурной среды, в которой живёт человек? Нет, Иисус говорил о бескорыстии, пользе безбрачия, запрете разводов - вопреки существовавшим тогда обычаям. Многое же из Закона Моисея в Новом Завете перестало быть грехом, хотя понять и принять данный им набор конкретных правил проще, потому если не все, то большинство христиан в какой-то период в начале своего пути впадают в законничество; потому и пришлось Павлу так много писать о различии жизни по закону и по благодати. Понятие греха зависит не от культуры и обычаев народа, а от чего-то ещё... Возможно, оно зависит от откровения Божия [под словом "откровение" в данном случае следует понимать не только слова учений и пророчеств; это слово происходит от слова "открывать" ~ являть, показывать Себя]. Понятие греха зависит от того, избирает ли человек тот путь к Богу, как Бог открыл Себя, или же он идёт к чему-то меньшему или стороннему. (Не потому ли Саул за малые грехи был отвержен, а Давид и за большие грехи был временно наказан, но не утратил Божьего благоволения? Впрочем, там имело значение и общее состояние души человека, а не только его отдельные поступки.) Да, понятие греха больше зависит от соответствия человека тому {образ(ц)у}, как Бог открылся. Хотя история мира, все события и явления в творении - это тоже откровение Бога.

Можно уточнить ещё детальнее, какие корни греха от чего зависят. Напр., ложь, неизменно проникавшая в мировоззрение даже самых святых людей, зависит от культуры, моды, стиля, обычаев, настроений в обществе - всё это может отличаться в разных географических местах, населённых пунктах и группах общества, а также в разных исторических эпохах и периодах. Уточню: здесь слово "мировоззрение" обозначает сложившиеся у человека представления о мире, понимание его устройства и правил (и, соответственно, определяющее поступки человека в мире -- формы воплощения его духовного состояния в плоти). Усомнился я даже... - Стоит ли здесь использовать такое резкое слово, как "ложь"? Оно здесь используется не в смысле специального уклонения от истины, а только обозначает иллюзорность (временность, поверхностность, условность) человеческих культурных особенностей и имеющихся условностей в обществе.

А вот действие духов страстей зависит не от культурных особенностей, ибо культура - понятие душевное, а не духовное. Но, как в части III были рассмотрены формулы вычитания из любви и вычитания из Бога, так можно сказать, что духовное состояние человека определяется относительно того, как Бог явил свою любовь и показал Себя. Вот та составляющая греха, которая определяется относительно откровения Бога (можно даже сказать смелее: определяется относительно Самого Бога), ибо дух страсти в том и состоит, чтобы как-то уклониться от Бога, Его любви, святости, правды и т.д.

[Сергей Володин. 28 декабря 2004 года.]